Психологи - учащимся
КАК НАУЧИТЬСЯ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ
Слово «экзамен» в
буквальном переводе с латыни - «испытание». Следует выделить три основных
этапа: 1) подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,
2) поведение накануне экзамена; 3) поведение собственно во время экзамена.
Прежде чем
начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать
лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу,
карандаши. Хорошо ввести в интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета,
поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради
этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах.
Приступая к
подготовке к экзаменам, полезно составить план. Составляя план на каждый день
подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не
вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие разделы,
какого предмета. Для начала хорошо определить, кто вы - «сова» или «жаворонок»,
и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние
часы.
Конечно,
хорошо начинать - пока не устал, пока свежая голова - с самого трудного, с того
раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не
хочется, в голову ничего не идет. В таком случае полезно начать, напротив, с
того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и
приятен. Возможно, постепенно вработаешься, и дело пойдет. Обязательно следует
чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв.
Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
Готовясь к
экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь
учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале
вспомните и, обязательно, кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу,
и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на
подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст.
Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно,
медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, - это опорные пункты ответа.
В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал:
вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот
день.
При подготовке
к экзаменам полезно структурировать материал за счет составления планов, схем,
причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге
полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются
узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает
впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно
куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда
кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается
отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение
учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется
меньше готовиться.
Решайте задачи
(по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) -
научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и
рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших
действии и рассуждений.
Готовясь к
экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно
рисуйте себе картину победного ответа. Мысли о возможном провале недаром
называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное
напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же позволяют
ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно
ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных
задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей,
обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном
листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего
труда.
По материалам психолога
А. М. Прихожан информация подготовлена
Ивановой Л.А.,
педагогом-психологом МБОУ г. Иркутска СОШ № 30
Комментариев нет:
Отправить комментарий